22.08.2017

Перестрахование в Люксембурге

Артём Саблин
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Законодательство Люксембурга о деятельности по перестрахованию берет свое начало с принятием Закона о кэптивных компаниях по перестрахованию в 1984 году. Затем данная сфера была дополнена и расширена с принятием нового Закона от 6 декабря 1991 года о страховании и деятельности по перестрахованию (или Закон 1991 года).

Правовое регулирование деятельности по перестрахованию дополняется большим количеством постановлений и циркуляров Великого Герцога и ряда других компетентных органов власти. В соответствии с законодательством данной страны страхование и деятельность по перестрахованию находятся под наблюдением люксембургского «Комитета по страхованию» (далее по тексту: «CAA»).

В настоящий момент деятельность по перестрахованию осуществляют в Люксембурге 260 компаний.

Понятие перестрахования

Традиционно перестрахование определяется как операция, при которой страховая компания, в свою очередь, страхует все риски или часть рисков, предварительно принятых ей для страхования. Цель деятельности по перестрахованию состоит в как можно большем распределении рисков.

Кэптивные компании по перестрахованию являются особой категорией компаний по перестрахованию. По общему правилу, кэптивная компания по перестрахованию — это компания, принадлежащая к промышленной или финансовой группе. Её основная задача заключается в том, чтобы обеспечивать перестрахование рисков компании, формирующих данную группу. В соответствии с данной системой кэптивные компании определенной группы обычно приобретают продукты страхования у профессиональных страховщиков, а данные страховые компании, в основном, требуют полностью или частично перестраховать риски группы, используя кэптивную компанию по перестрахованию, созданную с данной целью соответствующей группой компаний. Кэптивная компания по перестрахованию может, в свою очередь, перестраховать часть рисков с помощью других компаний по перестрахованию для ещё большего распределения рисков.

Краткий обзор правового регулирования

1. Создание компании по перестрахованию

Создание компании по перестрахованию регулируется Законом от 10 августа 1915 о коммерческих организациях (с изменениями и дополнениями), Законом 1991 года и Законом от 8 декабря 1994 года о ежегодных страховых отчетах и деятельности по перестрахованию (с изменениями и дополнениями).

Данное правовое регулирование дополняется Постановлением Великого Герцога от 5 декабря 2007 года об уточнении некоторых условий санкционирования деятельности компаний по перестрахованию (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту: «Постановление 2007 года») и Постановлением Великого Герцога от 5 декабря 2000 года об уточнении условий дополнительного наблюдения в сфере страхования и деятельности по перестрахованию в отношении компаний, формирующих группы страховых компаний или компаний по перестрахованию». Постановление 2007 года содержит технические требования, касающиеся функционирования, бизнес-плана, уровня платежеспособности, и иных положений, затрагивающих деятельность компаний по перестрахованию.

1.1 Лицензия

Любая компания по перестрахованию, открывающая свое отделение на территории Великого Герцогства Люксембург, должна получить соответствующую лицензию перед началом своей деятельности.

Для получения лицензии необходимо выполнить следующие требования:

  • Компания по перестрахованию должна ограничить свои цели только принятием рисков страховой компании или компании по перестрахованию (или некоторых пенсионных учреждений), исключая непосредственную деятельность по страхованию;
  • Пункт 1 статьи 94 Закона 1991 года (с изменениями и дополнениями) определяет организационно-правовые формы, которые могут быть использованы компанией по перестрахованию;
  • Головной офис компании по перестрахованию должен быть расположен в Великом Герцогстве Люксембург;
  • Компания по перестрахованию должна установить минимальный резервный фонд и должна соответствовать уровню платежеспособности. Минимальный резервный фонд должен быть равен одной трети от требуемого уровня платежеспособности и должен составлять, по меньшей мере, 3 400 000 евро для компании по перестрахованию и 1 225 000 евро для кэптивной компании по перестрахованию;
  • Компания должна сохранять конфиденциальность услуг в отношении физического или юридического лица, которого она назначает для управления своей деятельностью. Кандидатура управляющего должна быть утверждена компетентным органом власти.

1.2 Акционеры

САА выдает лицензию компаниям по перестрахованию после получения уведомления об именах акционеров компании. Правовой статус данных акционеров должен соответствовать требуемым условиям в целях обеспечения надежного и предусмотрительного управления компанией. Условия выдачи лицензии также включают в себя прозрачность прямой и косвенной структуры акционерного владения компании по перестрахованию.

1.3 Управляющие и директора

Компания по перестрахованию назначает одного управляющего, кандидатура которого, как было указано выше, должна быть утверждена компетентным органом власти. Для получения соответствующего разрешения от САА кандидат на должность управляющего компании по перестрахованию должен доказать хорошую деловую репутацию, а также высокий уровень профессиональных знаний деятельности по перестрахованию. Управляющий обеспечивает эффективное и постоянное управление компанией по перестрахованию во время своего действительного пребывания в Люксембурге. Если функции управляющего осуществляются юридическим лицом, то данное юридическое лицо представляется физическим лицом, которое должным образом приобрело соответствующую лицензию от САА. Управляющий компании по перестрахованию может иметь разрешение на управление несколькими компаниями по перестрахованию.

В дальнейшем в САА необходимо предоставить информацию о директорах компании. В отношении директоров отсутствуют требования относительно национальной принадлежности или места проживания.

2. Условия деятельности компании по перестрахованию

Компании по перестрахованию Люксембурга, помимо соблюдения прочих условий, должны установить надежные процедуры по управлению и бухгалтерской отчётности, а также специальные механизмы внутреннего контроля.

2.1 Уровень платежеспособности

Компании по перестрахованию должны иметь достаточный уровень платежеспособности в отношении своих обязательств. Постановление 2007 года определяет метод вычисления требуемого уровня платежеспособности.

Уровень платежеспособности компании по перестрахованию, в основном, состоит из:

  • Капитала, включающего оплачиваемые акции компании;
  • Резервов, не установленных законодательством и не относящихся к обязательствам компании;
  • Отчетов о прибыли и убытках, перенесенных на следующий год, за вычетом дивидендов;
  • В некоторых случаях — из привилегированных акций, промежуточных долгов и обыкновенных акций.

Нематериальный капитал, некоторые доли, удерживаемые компанией, и другие элементы, указанные в Постановлении 2007 года, не входят в вышеупомянутые активы.

2.2 Технические требования

Компания по перестрахованию должна соответствовать определенным техническим требованиям для выполнения финансовых обязательств, включая выравнивающий резерв.

Активы, соответствующие техническим требованиям компании по перестрахованию, должны учитываться в типе деятельности, осуществляемой компанией, в частности, в отношении сути и количества предполагаемых исков для обеспечения достаточности, ликвидности, надежности и координации инвестиций компании. Активы, соответствующие техническим требованиям компании, должны быть диверсифицированы и распределены соответствующим образом во избежание возникновения рисков в отношении первой группы активов, эмитента или группы компаний.

2.3 Наблюдение за компаниями по перестрахованию

Наблюдение за компаниями по перестрахованию осуществляется CAA. Он обеспечивает соответствие компании по перестрахованию и её управляющих требованиям, необходимым для ведения деятельности по перестрахованию в Великом Герцогстве Люксембург.

Закон 1991 года также требует, чтобы компании по перестрахованию осуществляли ежегодный внешний аудит. Аудиторский отчет направляется в CAA.

2.4 Аутсорсинг

Некоторые аспекты деятельности страховых компаний и компаний по перестрахованию Люксембурга могут специально регулироваться санкционированными профессиональными участниками страхового сектора под наблюдением САА. В частности, профессиональные участники, лицензированные в качестве компании по управлению деятельностью по перестрахованию, могут оказывать ежедневные услуги по управлению деятельностью компаний по перестрахованию. В особенности, данные услуги включают в себя андеррайтинг, ведение договоров страхования, бухгалтерские отчеты. Страховое законодательство Люксембурга также допускает аутсорсинг некоторых функций по управлению (к примеру, ведение статистики, внутренний аудит, комплаенс, управление рисками). Управляющие компании по перестрахованию также имеют право оказывать услуги по установлению домицилия компании.

Обо всех изменениях, касающихся аутсорсинга важных и существенных функций или деятельности компании по перестрахованию, а также о последующем развитии в данных функциях или в деятельности следует уведомлять CAA.

3. Европейское право, право учреждения компании и свободное оказание услуг

Лицензия, предоставляемая люксембургской компании по перестрахованию, позволяет ей вести свою деятельность в других странах ЕС либо путем учреждения своего отделения в государстве —члене ЕС, либо свободно оказывая данные услуги. Учреждение люксембургской компанией по перестрахованию своего филиала в одной из стран ЕС возможно путем простого уведомления САА , поскольку оказание услуг по перестрахованию в ЕС не требует соблюдения особых формальных процедур.

* * *

Всего за несколько десятилетий Великое Герцогство Люксембург стало крупным финансовым центром. Отдельного внимания заслуживает основательный подход его органов власти и высокий профессионализм участников рынка, что создает превосходную платформу для страховой деятельности и деятельности по перестрахованию.

Страхование и деятельность по перестрахованию продолжают развиваться в Люксембурге. Правовое регулирование данного динамичного сектора экономики постоянно совершенствуется. В результате, Великое Герцогство Люксембург можно рассматривать как идеальный долгосрочный домицилий для страховых компаний или компаний по перестрахованию.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.commassu.lu.

Юрисдикция:  Великое Герцогство Люксембург
Тематики:  Страхование

Copyright © 2008–2017 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»