29.08.2017

Налог на оказание цифровых услуг

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Сравнительно недавно при трансграничном оказании электронных услуг и осуществлении купли-продажи товаров через Интернет потребители начали уплачивать налог на оказание цифровых услуг. Предлагаем осветить особенности данного правового нововведения.

Оттавские рамочные условия по налогообложению и План ОЭСР по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения

ОЭСР разработала рекомендации относительно налогообложения электронной коммерции еще в 1998 году: соответствующие предложения были включены в отчет «Электронная коммерция: рамочные условия по налогообложению». В указанном отчете содержалось интересное дальновидное наблюдение: электронная коммерция может стимулировать экономический рост и трудовую занятость в развитых странах, странах с формирующейся экономикой и развивающихся государствах, и «в реализации подобного потенциала должны участвовать налоговые органы».

«Правительства должны обеспечить существование фискального климата, в рамках которого сможет стремительно развиваться электронная коммерция; вместе с тем должна функционировать справедливая и прозрачная система налогообложения, позволяющая получать государственные поступления, необходимые для оказания услуг согласно ожиданиям потребителей».

Помимо прочего, в указный отчет был включен ряд рекомендаций относительно налогообложения потребления в рамках трансграничных торговых отношений: в частности, «налоги должны взиматься и уплачиваться не в той юрисдикции, в которой имеет место потребление». Кроме того, говорилось о необходимости достижения международного консенсуса по обстоятельствам, при которых поставки считаются фактом потребления в той или иной юрисдикции. В том случае, если организации внутри государства приобретают услуги и нематериальное имущество у поставщиков, находящихся за пределами его территории, государственные органы должны провести оценку использования механизма обратного начисления, самоначисления налогов или других эквивалентных механизмов, если подобные меры позволят обеспечить незамедлительную защиту доходной базы и конкурентоспособности национальных поставщиков.

Однако лишь на протяжении последних нескольких лет страны взаимодействуют в связи с возникающими вопросами о цифровых поставках и налогах на потребление в рамках работы ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов в глобальном масштабе, предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS).

В последних рекомендациях ОЭСР по проекту BEPS за 2015 года отмечалось, что цифровая экономика быстрыми темпами становится самодостаточным институтом, и поэтому власти различных государств уделяют повышенное внимание вопросу разрешения налоговых сложностей в рамках цифровой экономики. Представители ОЭСР подтверждают тот факт, что цифровая экономика сама по себе не порождает уникальных вопросов по проекту BEPS. Но на основании ключевых признаков предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной сфере, «обостряются» риски, связанные с BEPS.

Возможности размывания налогооблагаемых баз могут возникать в том случае, если при трансграничной торговле нематериальными активами не будут взиматься налоги на добавленную стоимость, налоги на товары и услуги и прочие виды налогов на потребление. К подобным активам относятся консультационные, бухгалтерские и правовые услуги; услуги в сфере финансов и страхования; телекоммуникационные услуги и услуги радиовещания; онлайн поставки цифрового контента (фильмы, телевизионные шоу, музыкальные произведения и т.д.); хранение цифровых данных; и онлайн игры.

Принцип страны назначения при взимании налогов

Как было указано выше, налоговые системы по взиманию НДС функционируют по принципу страны назначения, т.е. НДС взимается с трансграничных поставок в юрисдикции конечного потребления. Подобный подход направлен на поддержание «равновесия» по НДС в рамках международной торговой системы. Принцип страны назначения при трансграничной поставке товаров стал реализовываться с относительной легкостью, поскольку в большинстве государств действуют эффективные механизмы пограничного контроля, позволяющие отследить происхождение и назначение интересующих товаров. В случае международной купли-продажи услуг и нематериальных активов указанный принцип реализуется не так свободно ввиду особенностей приграничного контроля таких объектов. Таким образом, налоговые органы упускают значительные суммы, которые могли бы быть получены, учитывая растущий спрос на товары цифрового потребления.

Основной вопрос заключается в том, каким образом государства смогут закрыть «лазейку» по НДС без высоких издержек соблюдения налогового законодательства, которые должны будут понести либо иностранные поставщики, либо сами потребители.

Обеспечение функционирования принципа страны назначения

Европейским Союзом, в котором принцип страны назначения в отношении оказания радиовещательных, телекоммуникационных и электронных услуг действует еще с января 2015 года, была предпринята попытка оптимизации регулирования рассматриваемых правоотношений — была предусмотрена возможность отчитываться по НДС и уплачивать данный налог через специальный портал (MOSS Scheme).

Однако учитывая отсутствие подобного механизма на общемировой основе, поставщики цифровых услуг должны отчитываться по НДС в различных юрисдикциях и сталкиваются с неоправданным бюрократическим бременем. Данные аспекты освещались ОЭСР в последнем отчете по Действию 1 в рамках Плана по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения: «В соответствии с традиционным подходом поставщик-нерезидент должен зарегистрироваться в юрисдикции налогообложения. Однако на практике зачастую представители бизнеса сталкиваются с определенными трудностями при исполнении данной обязанности в связи с отсутствием фактического присутствия в юрисдикции, при этом налоговые органы также с трудом осуществляют налоговое администрирование в отношении таки субъектов права».

В данной ситуации целесообразно было бы использовать механизм обратного налогообложения, в рамках которого ответственность за уплату НДС лежит на покупателе, а не на поставщике товаров и услуг. Данный подход упростил бы правоотношения, связанные с поставками товаров и услуг при участии предпринимателей, поскольку сторона, являющаяся получателем услуг, использовала бы свои отчетные системы по НДС. Однако, по мнению ОЭСР, система обратного налогообложения не была бы такой эффективной в случае с трансграничными поставками при задействовании предпринимателя и потребителя, поскольку «у частных потребителей отсутствуют реальные стимулы по уплате налогов, по крайней мере, в отсутствие санкций за неисполнение данной обязанности».

В целях обеспечения эффективного сбора НДС в случае трансграничного оказания услуг и поставки нематериальных активов ОЭСР предлагает поддерживать баланс между отсутствием бюрократического бремени для предпринимателей при уплате НДС в иностранной юрисдикции и необходимостью налоговых органов в обеспечении получения налоговых поступлений.

По результатам работы, проведенной самой ОЭСР, а также другими международными организациями, в отчете, о котором упоминалось выше, удалось закрепить следующий вывод: наиболее эффективный подход по обеспечению надлежащего сбора НДС при трансграничной поставке услуг при участии предпринимателя и потребителя заключается в обязывании поставщика-нерезидента отчитываться по НДС в юрисдикции налогообложения. Вместе с тем акцент должен быть сделан на упрощении порядка налогообложения.

Развитие ситуации по юрисдикциям: Австралия — обеспечение соблюдение баланса интересов?

На сегодняшний день не так много государств за пределами Евросоюза законодательно предусмотрели или находятся на стадии разработки правовых норм об уплате НДС согласно принципу страны назначения при оказании и получении цифровых услуг, а также правового режима для товаров, приобретаемых потребителями через Ebay и другие интернет площадки. Тем не менее, судя по реакции налогоплательщиков и компаний, австралийскому Правительству удалось обеспечить баланс между защитой налогооблагаемой базы и эффективностью функционирования механизма налогообложения.

На рассмотрении австралийского Парламента находится законопроект, предусматривающий для иностранных провайдеров услуг, электронных платформ и товароотправителей, оборот которых составляет не менее 75 000 австралийских долларов (56 500 долларов США), обязанность по регистрации, сбору и уплате налога на товары и услуги в случае поставки потребителям товаров с низкой стоимостью. На сегодняшний день товары с низкой стоимостью, т.е. товары, таможенная стоимость которых не превышает 1 000 австралийских долларов, не облагаются налогом на товары и услуги в том случае, когда они импортируются напрямую в Австралию получателем.

Однако указанное законодательное предложение подверглось критике как с австралийской стороны, так и со стороны зарубежного сообщества. Так, австралийский Альянс налогоплательщиков и экономисты из Королевского мельбурнского технологического института предупреждают законодателей и Правительство о повышении цен и вероятном использовании покупателями менее солидных сайтов для приобретения товаров и услуг через Интернет. Кроме того, иностранные организации также раскритиковали поправки, связанные с уплатой налога на товары и услуги. Подобный закон «нанесет серьезный ущерб международному положению и экономике Австралии».

При этом представители портала Ebay заявили о том, что предлагаемые изменения могут привести к тому, что компании будут вынуждены «предотвращать приобретение австралийцами товаров у иностранных продавцов». По их заявлениям, законопроект «является неоднозначным и противоречивым и не будет работать на практике».

Тем не менее, соответствующий закон был принят и вступил в силу 1 июля текущего года. Остается только наблюдать за ходом его реализации и надеяться на лучшее.

Россия

В апреле 2017 года было установлено, что более сотни иностранных поставщиков электронных товаров и услуг российским потребителям зарегистрировались в целях уплаты НДС по ставке в 18%. Указанный сбор (известный как «налог на Google») начал взиматься в начале 2017 года и подлежит уплате на квартальной основе.

Теперь данный налог будут уплачивать интернет издания, провайдеры платежных услуг, различные крупные компании, в том числе Apple, Google, Netflix, Microsoft, Facebook. По имеющимся сведениям, в связи с этим ряд компаний уже подняли цены на свои услуги в России.

Тайвань

28 декабря 2016 года Президент Тайваня подписала закон о взимании налога с иностранных предпринимателей, оказывающих услуги тайваньским потребителям. По ожиданиям властей, введение нового налога обеспечит получение дополнительных доходов в казну государства

По заявлениям, Министерства финансов, регулятором будут разработаны необходимые подзаконные акты и определен порядок сбора и уплаты нового налога. Кроме того, будет запущен веб-сайт для упрощенной регистрации и подачи налоговой отчетности по НДС и уплате налога.

Согласно новому законодательству иностранные интернет поставщики товаров и услуг, осуществляющие трансграничную продажу товаров и электронных услуг конечным покупателям, должны зарегистрироваться в целях налогообложения в Тайване через постоянное представительство или назначить соответствующего налогового представителя. Постоянное представительство или агент должны каждые два месяца подавать необходимую налоговую отчетность. В случае неисполнения данной обязанности законом предусмотрены определенные санкции.

Бразилия

В декабре 2016 года бразильский Сенат одобрил законопроект, предусматривающий обязанность для поставщиков услуг через Интернет по уплате налога Imposto sobre Serviços по ставке в 2% в пользу муниципалитетов по месту нахождения потребителей. Окончательное решение по законопроекту будет принято Президентом Бразилии Мишелем Темером. В случае одобрения закона новый сбор начнет взиматься через 90 дней после опубликования документа в Федеральном реестре.

Новая Зеландия

Трансграничные покупки резидентов Новой Зеландии в случае получения услуг в электронной форме стали облагаться налогом на товары и услуги 1 октября 2016 года. Так, предприниматели, не являющиеся резидентами Новой Зеландии, должны пройти соответствующую регистрацию в целях уплаты налога на товары и услуги при оказании резидентам Новой Зеландии услуг, связанных с онлайн играми, видео-трансляциями или скачиванием музыкального контента. Соответствующие изменения были включены в Закон о налогообложении (налог на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, налог на товары и услуги при оказании онлайн услуг и займы на образование), принятый Парламентом 10 мая 2016 года.

Канада

По имеющимся сведениям, правящая Либеральная партия Канады рассматривает вопрос о взимании налога на цифровые услуги, получаемые от зарубежных компаний.

По заявляем радиовещательной компании CBC, ее представителям удалось получить информационную справку по запущенным в прошлом году консультациям по «канадскому контенту в цифровом мире».

В указанной справке сообщалось, что отсутствие соответствующего налогообложения «не только влечет за собой значительные потери потенциальных налоговых поступлений, но и ставит канадских поставщиков цифровых услуг в условия недобросовестной конкуренции».

Южная Африка

Южная Африка стала одной из первых стран, начавшей взимать налог на услуги, оказываемые в электронной форме, в июне 2014 года (за год до опубликования окончательных рекомендаций ОЭСР по BEPS).

Согласно ранее действовавшему режиму подлежащие и не подлежащие налогообложению резиденты Южной Африки должны были отчитываться по 14-ти процентному НДС, взимаемому с товаров и электронных услуг, получаемых от иностранных поставщиков в рамках режима обратного налогообложения. Подобный подход подразумевал самостоятельное исчисление и уплату НДС при приобретении товаров и услуг онлайн.

В соответствии с новым режимом иностранные поставщики электронных услуг должны зарегистрироваться в целях уплаты НДС в том случае, если объемы продаж потребителям Южной Африки превышают 50 000 южноафриканских рандов (3 800 долларов для США) за период в 12 месяцев.

* * *

Налог на оказание цифровых услуг характерен лишь для ограниченного круга юрисдикций, однако имеется вероятность его широкого географического распространения с учетом стремительно развивающейся цифровой индустрии в эпоху технологического прогресса. И поставщики товаров и услуг через Интернет будут нести обязанность по соблюдению новых требований при осуществлении своей деятельности.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.tax-news.com.

Юрисдикция:  Разное
Тематики:  Налогообложение

Copyright © 2008–2017 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»