19.09.2017

Индийский налог на товары и услуги — единая нация, единый режим налогообложения

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Спустя десять лет плодотворной законодательной работы 1 июля 2017 года в Индии был введен национальный режим по налогу на товары и услуги.

Необходимость введения налога на товары и услуги

Введение налога на товары и услуги является частью реформы налоговых правоотношений, направленной на стимулирование роста индийской экономики. Подобный режим позволит заменить ряд косвенных налогов, взимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, которые, откровенно говоря, затрудняли торговые и коммерческие отношения между штатами.

В результате введения режима взимания налога на товары и услуги упразднению подлежат более 10 налогов. На федеральном уровне это федеральный акцизный сбор, дополнительный акцизный сбор, налог на услуги, дополнительная таможенная пошлина и специальная дополнительная таможенная пошлина. На уровне штатов речь идет о замене НДС, налога на развлечения, ввозной пошлины, налога на покупки, налога на роскошь и налогов на лотереи, пари и азартные игры.

Согласно анализу проводимого реформирования налог на товары и услуги приведет к значительному росту экономики Индии. К примеру, по заявлениям специалистов корпорации Standard & Poor's, введение налога на товары и услуги «представляет собой, пожалуй, наиболее важное структурное преобразование Правительства Моди и позволит повысить эффективность системы налогообложения, «оживит» налоговую систему и обеспечит торговые отношения между штатами».

Причины принятия решения по введению нового налога на протяжении длительного времени

Сам факт того, что столь комплексная реформа косвенного режима налогообложения государства требует большого количества времени, не является удивительным. Однако властям Индии пришлось провести трудоемкую архидлительную работу по обеспечению введения единого налога на товары и услуги.

Комплексный налог на товары и услуги был впервые предложен Рабочей группой Келкара по косвенному налогообложению в 2003 году. А предложение относительно введения налога на товары и услуги в Бюджет государства на 2006-2007 гг. было включено только 1 апреля 2010 года. Однако реализация реформы ежегодно переносилась ввиду незавершенных обсуждений рассматриваемого вопроса в различных комитетах.

Подобное промедление обусловлено, по большей части, тем фактом, что Федеральное Правительство и более 20 штатов должны были согласовать упразднение существующих налогов, а также детально разработать налоговые режимы, которые заменят упраздняемые налоги. Помимо прочего, в связи с тем, что ряд влиятельных штатов выражали обеспокоенность тем, что введение налога на товары и услуги лишит их определенных полномочий, позволяющих получать государственные поступления, и выльется в сбор налоговых доходов в меньшем размере, процесс переговоров между правительствами штатов и Центром занял значительно больше времени, чем планировалось. И действительно, Федеральному Правительству, в конечном итоге, пришлось заключить со штатами сделку, предусматривающую выплату соответствующих компенсаций на протяжении определенного периода после введения налога на товары и услуги.

Кроме того, для обеспечения введения налога на товары и услуги должно было быть согласовано законодательство об изменении Конституции Индии. И подобная необходимость возникла именно тогда, когда оппозиционные партии пользовались большинством в верхней палате Парламента, Раджа Сабхе, победив Правительство Партии Бхаратия Джаната, которое при своем избрании в 2013 году говорило о приоритетном введении налога на товары и услуги.

Конституционный Законопроект о налоге на товары и услуги (122-я поправка) был одобрен верхней палатой Парламента в окончательной редакции только 5 августа 2016 года, и был подписан Президентом 8 сентября того же года, что позволило получить законопроекту статус закона.

Однако в некотором смысле принятие закона, содержащего конституционную поправку, являлось только одним из этапов работы, которая должна была быть проведена. Определенные ключевые элементы режима налога на товары и услуги все еще находились на стадии согласования (речь, к примеру, идет о ставках налога и границах минимального налогообложения).

Указанные вопросы были согласованы под эгидой Совета по налогу на товары и услуги, сформированного после принятия Закона о внесении изменений в Конституцию Индии в сентябре 2016 года. Председателем Совета являлся Министр финансов Индии Арун Джетли, а в его состав входили правительства штатов. Цель формирования подобного органа заключалась в обеспечении достижения компромиссного решения между представителями штатов и Центром в результате проведения дебатов по вопросу введения налога на товары и услуги «за закрытыми дверьми» без какого бы то ни было политического вмешательства.

Особенности индийского режима налога на товары и услуги

Как и аналогичные режимы, действующие в различных государствах по всему миру, индийский налог на товары и услуги представляет собой единый налог на поставку товаров и услуг от производителя потребителю. Предприниматели могут требовать предоставления налоговых льгот по налогу, начисляемому при приобретении исходных ресурсов, при их последующей продаже. Поэтому только конечный потребитель несет обязанность по уплате данного налога, взимаемого последним предпринимателем в цепочке поставок.

Вместе с тем для индийской системы налога на товары и услуги характерен целый ряд уникальных особенностей, речь о которых пойдет ниже.

Трехуровневая система

Рассматриваемый режим регулируется тремя законодательными актами:

  • Законом 2017 года о центральном налоге на товары и услуги (Central Goods and Services Tax (CGST) Act 2017), содержащем правовые нормы о налогообложении поставщиков товаров и услуг в рамках штата;
  • Законом 2017 года об интегрированном налоге на товары и услуги (Integrated Goods and Services Tax (IGST) Act 2017), регламентирующем правоотношения по налогообложению поставщиков товаров и услуг между штатами; и
  • Законом 2017 года о налоге союзной территории на товары и услуги (Union Territory Goods and Services Tax (UTGST) Act 2017), действие которого распространяется на поставки в рамках союзной территории.

Несмотря на тот факт, что налоговая система налога на товары и услуги состоит из трех компонентов, поставщики товаров и услуг не подлежат множественному налогообложению. Все поставки, за исключением поставок, на которые не распространяется обязанность по уплате налога, облагаются центральным налогом на товары и услуги и налогом на товары и услуги штата.

В случае заключения соответствующих сделок между штатами Центр взимает и собирает интегрированный налог на товары и услуги (по сути, речь идет о сумме центрального налога на товары и услуги и налога на товары и услуги штата).

В рамках режима интегрированного налога на товары и услуги продавец, осуществляющий деятельность между штатами, уплачивает интегрированный налог на товары и услуги при продаже своих товаров центральному Правительству после корректировки льгот по соответствующему интегрированному, центральному налогу и налогу штатов по своим покупкам (при этом используется именно данная последовательность). Затем штат-экспртер переводит Центру налоговую субсидию по налогу на товары и услуги штата, которая использовалась при уплате интегрированного налога.

Дилер, являющийся импортером, заявляет о налоговой субсидии по интегрированному налогу на товары и услуги при исполнении своих обязательств по исходящему налогу в своем собственном штате. Затем Центр переводит штату-импортеру налоговую льготу по интегрированному налогу на товары и услуги, которая использовалась при уплате налога на товары и услуги штата.

Поскольку налог на товары и услуги является налогом, взимаемым по принципу места назначения, налоги на товары и услуги штатов, по общему правилу, уплачиваемые с конечного продукта, поступают в казну штата-потребителя. А поступления от уплаты центрального налога на товары и услуги получает Центр.

Ставки налога

В рамках рассматриваемого режима действуют 4 налоговые ставки. С большинства товаров и услуг соответствующий налог взимается по двум основным ставкам (в размере 12% и 18%). Пониженная пятипроцентная ставка налога действует для ряда товаров, не являющихся первоочередными, а в случае продажи табачной продукции и «товаров, являющихся предметами роскоши» придется заплатить уже 28%. Кроме того, плюсом к указанной двадцативосьмипроцентной ставке налога имеется вероятность уплаты налога локального характера с определенных объектов налогообложения, что означает, что косвенные сборы с поставок определенных товаров и услуг могут превышать 28%.

Товары первой необходимости облагаются налогом по нулевой ставке, а в отношении услуг, по общему правилу, действует налоговая ставка в размере 18%. С экспортируемых товаров налог взимается по ставке в 0%, что в полной мере отвечает действующим международным стандартам.

Сбор и уплата налога на товары и услуги

Процесс сбора налога разделен между штатами и Центром. Штаты оценивают налогоплательщиков с оборотом ниже 15 млн. индийских рупий, а Центр и штаты оценивают налог, подлежащий уплате предпринимателями, оборот которых превышает указанное пороговое значение. Налоговые поступления разделяются в равной пропорции между Центром и штатами (50 на 50), хотя, как было указано выше, Федеральному Правительству пришлось согласовать со штатами компенсационный пакет в рамках обеспечения поддержки законодательства о введении налога на товары и услуги с их стороны.

Отчетность по налогу на товары и услуги

Большинство налогоплательщиков должны направлять четыре отчета по своим поставкам и покупкам, а также подавать отчетность за месяц и годовую отчетность. Определенные налогообязанные лица составляют до восьми отчетов. Мелким налогоплательщикам разрешается подавать отчетность на квартальной основе, и отчеты могут подаваться в электронной форме.

Новые дилеры обязаны подавать заявку на регистрацию в режиме онлайн с использованием специализированной информационной сети (GSTN). Каждому дилеру присваивается уникальный идентификатор — GSTIN. Заявки на регистрацию принимаются в течение трех дней, однако при возникновении сомнений относительно соблюдения законодательства проводится пострегистрационная проверка.

Обратное начисление налога

В законодательстве также закреплена правовая норма, предусматривающая возможность обратного начисления налога на товары и услуги. Согласно данному подходу получатель отчитывается как по исходящему, так и по входному налогу, что обеспечивает невозможность начисления НДС поставщиком и присвоения денежных средств вместо перечисления поступлений в налоговые органы.

28 июня 2017 года Центральное ведомство по акцизным сборам и таможенным пошлинам опубликовало уведомление, содержащее информацию об услугах, на которые может распространяться действие механизма обратного начисления налога на товары и услуги. К таким услугам относятся:

  • Определенные услуги, оказываемые транспортными компаниями;
  • Услуги, оказываемые адвокатом;
  • Услуги, оказываемые юридическим лицам составом арбитража;
  • Услуги, оказываемые в форме финансирования юридических лиц;
  • Определенные услуги, оказываемые юридическим лицам Центральным Правительством, Правительством штата, союзной территорией или органом местного самоуправления;
  • Услуги, оказываемые директором юридического лица данному юридическому лицу;
  • Услуги, оказываемые страховым агентом любому лицу, осуществляющему деятельность по страхованию;
  • Услуги, оказываемые коллектором банку, финансовой организации или небанковской финансовой компании; и
  • Услуги, оказываемые автором, композитором, фотографом, художником или прочими лицами посредством предоставления авторского права или санкционирования его использования или осуществления.

Отметим, что правовые нормы об обратном начислении налога начали действовать с 1 июля 2017 года.

Последние события

8 июля 2017 года Джамму и Кашмир стал последним штатом, признавшим налог на товары и услуги, через 7 дней после того, как он появился в остальных частях Индии.

15 июля все того же месяца Правительство выступило с заявлением, в котором говорилось, что по всем юридическим услугам, оказываемым предпринимателям, должен уплачиваться налог на товары и услуги с использованием механизма обратного начисления налога. Как было указано выше, на сегодняшний день данный механизм применяется только в отношении услуг, оказываемых адвокатом. Власти же предлагают урегулировать с данной точки зрения все услуги правового характера, оказываемые в рамках рекомендаций, консультирования или содействия по любой отрасли права любым способом, включая услуги по представлению интересов в судах и органах государственной власти.

18 июля Центральное ведомство по акцизным сборам и таможенным пошлинам прояснило аспект с неопределенностью относительно причисления пятизвездочных отелей к предметам роскоши: «Проживание в любом отеле, в том числе и в пятизвездочном, стоимость которого не превышает 7500 индийских рупий за ночь, облагается налогом на товары и услуги по ставке в 18%».

25 августа индийское Центральное ведомство по акцизным сборам и таможенным пошлинам объявило об опубликовании ряда документов, содержащих Руководство для налогоплательщиков, уплачивающих налог на товары и услуги. По заявлениям властей, в Руководстве приводятся ответы более чем на 250 популярных вопросов, связанных с законодательством о взимании и уплате налога на товары и услуги, порядком налогообложения, налоговыми ставками и налогообложением определённых сфер и секторов. Отметим, что доступ к опубликованной информации предоставляемся через портал Центрального ведомства по акцизным сборам и таможенным пошлинам, посвящённый налогу на товары и услуги.

* * *

По заявлениям Центрального Правительства, все только выиграли от введения налога на товары и услуги: система налогообложения стала проще как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков; ожидается падение цен и прозрачность ценообразования для потребителей; и в результате реформирования налоговых правоотношений будет обеспечено стимулирование торговых отношений между штатами, что, несомненно, благоприятно скажется на экономике государства в целом.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.tax-news.com.

Юрисдикция:  Прочие юрисдикции
Тематики:  Налогообложение

Copyright © 2008–2017 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»