18.12.2017

Краткий обзор последних изменений в налоговом законодательстве Кипра

Антон Фигуров
Руководитель отдела аналитики и мониторинга
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

До 2014 года прямые налоги — такие как подоходный налог и налог на прирост капитала — на территории Республики Кипр регулировались требованиями Управления внутренних поступлений (Inland Revenue department) Министерства финансов острова, в то время как регулирование системы взимания НДС входило в компетенции Департамента по налогу на добавленную стоимость кипрского Минфина (VAT department).

В 2014 году оба департамента слились воедино и сформировали ныне действующее Налоговое управление (Tax Department).Одним из ключевых объектов деятельности нового управления явилась модернизация принципов налогового администрирования, а также замена «бумажной» системы, которая понуждала налогоплательщиков к личной «физической» подаче налоговых деклараций и внесению причитающихся платежей, системой электронного документооборота, в том числе в части урегулирования своих налоговых обязательств.

Был достигнут значительный прогресс. Отныне стало возможным уплачивать все прямые налоги через on-line — площадку с участием банковского посредника, при этом очереди, которые ежегодно наблюдались во всех представительствах налоговых инспекций в конце апреля, июля и декабря, т. е. на момент истечения срока подачи налоговых деклараций, канули в прошлое.

В начале 2017 года стало возможным оплачивать on-line и налог на добавленную стоимость: ранее погашение обязательств по НДС была доступна только через банк. Теперь же электронная уплата налога стала и вовсе обязательной и единственно возможной.

В июле 2017 года были внесены очередные поправки в Закон об исчислении и взимании налогов (Assessment and Collection of Taxes Law), а также в Закон о налоге на добавленную стоимость (VAT Law). Соответствующие изменения сделали обязательной on-line подачу деклараций по подоходному налогу, а также привели процедуру оспаривания решений по НДС в соответствие с аналогичными процедурами в части оспаривания по другими налогам.

Изменения в Закон об исчислении и взимании налогов

Закон за номером 97(I)/2017 внёс в Закон об исчислении и взимании налогов поправки, вступившие в силу в июле 2017 года. Ключевой новеллой Закона явилось требование о направлении налоговых деклараций за 2017 и последующие отчётные годы с использованием всё тех же «электронных» или иных средств, использование которых одобрено соответствующим налоговым инспектором. По общим же правилам электронная подача налоговой декларации является единственно возможным на практике способом, по аналогии со способом, доступным с весны 2017 года для подачи деклараций по НДС. В настоящее время Налоговое управление проводит целую кампанию, побуждая налогоплательщиков активнее пользоваться электронным сервисом 'Taxisnet'.

В дополнение к поправкам в части подачи налоговых деклараций налогоплательщиками, изменились и требования к средствам, с использованием которых Налоговое управление может связываться с налогоплательщиками. Отныне Налоговое управление вправе, в качестве альтернативы обычным почтовым отправлениям или личному вручению, уведомлять налогоплательщика о налоговых начислениях опять-таки электронным способом.

Поправочным законом также были введены новые штрафные санкции за невыполнение или задержку в выполнении требования о направлении налоговой декларации, направленные на побуждение налогоплательщиков к соблюдению сроков таковой подачи.

Во-первых, в дополнение к штрафу, налагаемому в случае неуплаты определённого налога на конкретную конечную дату, применяется сбор в размере 5% от суммы задолженного налога, который должен быть уплачен налогоплательщиком в случае просрочки в погашении более чем на два месяца.

Во-вторых, в случае нарушения положений Закона об исчислении и взимании налогов или любого сопутствующего подзаконного акта, вне зависимости от наличия уголовной составляющей такового правонарушения, может быть наложен административный сбор в размере — в зависимости от тяжести совершённого правонарушения — до 20 000 евро.

В-третьих, поправочный закон вводит в действие ряд особых административных штрафов, налагаемых в случае несоблюдения требований в части раскрытия т. н. пострановой отчётности (country-by-country (CbC) reporting), продиктованных Многосторонним соглашением об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement), а также за невыполнение обязательств в части требований Закона о налоговой отчётности по зарубежным счетам (FATCA) и Единых стандартов отчётности (Common Reporting Standard (CRS)), прописанных в министерских приказах, изданных в силу Закона об исчислении и взимании налогов. Размер штрафов разнится между 500 евро за нарушение требования о предоставлении информации Налоговому управлению и, как следствие, невозможность для последнего актуализировать открытые им записи, и 10,000 евро за нарушение подотчётным субъектом в составе группы транснациональных компаний, расположенных на Кипре, требования о предоставлении пострановой отчётности. В случае же невыполнения требования об уплате административного штрафа или устранении правонарушения, сумма штрафа может быть увеличена до 20 000 евро.

Наконец, прежде чем наложить какой-либо административный штраф, Налоговое управление обязано уведомить заинтересованное лицо о своём решении и предоставить ему право оправдаться. Опротестование административного штрафа может быть заявлено в Налоговом суде или в Административном суде.

Изменения в Закон о налоге на добавленную стоимость

Закон за номером 86(I)/2017 внёс в Закон о налоге на добавленную стоимость поправки, направленные на согласования процедур заявления апелляции с теми, которые применяются к ряду других налогов. Ранее налогоплательщики, которые были несогласны с произведённым исчислением НДС, основанным на представленных ими оправдательных документах, имели три варианта решения вопроса. Они могли подать письменное возражение налоговому инспектору в соответствии со статьей 51А Закона о НДС или письменное возражение министру финансов в соответствии со статьей 53 того же. В любом случае это должно быть сделано в течение 60 дней с момента получения налогового уведомления. Кроме того, они могли подать заявление в Верховный суд Кипра в течение 75 дней с момента получения уведомления для пересмотра решения в соответствии со статьей 146 Конституции. Первые два варианта не исключают третьего: налогоплательщики, которые не были удовлетворены решением налогового инспектора или министра финансов, впоследствии имели право подать апелляцию в Верховный суд для рассмотрения своего решения.

После того, как были предложены упомянутые процедуры заявления апелляции, произошло два важных события: создание Административного суда, обладающего исключительной юрисдикцией в части вынесения судебного решения в соответствии со статьей 146 Конституции, направленной на облегчение рабочей загрузки Верховного суда, а также независимого Налогового суда в соответствии со статьей 4А Закона об исчислении и взимании налогов.

Рассматриваемый поправочный закон 7 июля 2017 года перенёс ответственность за вынесение решений по возражениям налогоплательщиков касательно НДС на независимый Налоговый суд и Административный суд. Любой налогоплательщик по-прежнему имеет право обратиться в Верховный суд для принятия окончательного решения по его апелляции.

Поправочный закон изъял из текста статьи 51A Закона о НДС отсылки на министра финансов и Верховный суд, вместо этого потребовав, чтобы налоговый инспектор уведомлял лиц, чьи апелляции отклоняются, об их праве подать апелляцию в Налоговый суд или подать исковое заявление в Административный суд.

Кроме того, поправочный закон полностью скорректировал текст статьи 52 Закона об НДС, расширив круг вопросов, по которым налогоплательщики имеют право подать апелляцию в Налоговый суд, в том числе:

  1. НДС, наложенный на поставку товаров или оказание услуг, или приобретение товаров из другого государства-члена ЕС или третьей страны;
  2. вычитаемый входной НДС;
  3. начисления НДС, вменяемые лицам, которые не в состоянии подать декларацию или вести надлежащие учетные записи согласно статьям 49 и 49A Закона о НДС;
  4. дополнительные начисления на добавленную стоимость, сформированные в соответствии со статьей 50;
  5. любые решения в соответствии с пунктом 2 части I Приложения 1 к Закону о НДС, позволяющим объединять предприятия, которые, по мнению налогового инспектора, были искусственно разделены с целью избежания уплаты НДС; и
  6. решения, принятые в соответствии с пунктом 1 части I Приложения 4 к Закону о НДС, который позволяет налоговому инспектору корректировать подход к оценке сделок между связанными сторонами по принципу «вытянутой руки» (arm's length basis).

Он также вводит новую статью 52А, в которой налогоплательщикам предоставляется право заявлять апелляции налоговому инспектору по целому ряду вопросов, включая регистрацию и аннулирование регистрации налогооблагаемого лица для целей НДС, включение в специальные схемы налогообложения, такие как особый режим для фермеров, требования возврата излишне уплаченных налогов, возмещение входного налога и наложение штрафов.

Срок подачи налогоплательщиком апелляции в Налоговый суд составляет 45 дней с момента получения уведомления о соответствующем решении или действии налогового инспектора. У Налогового суда есть право продлить срок для подачи налогоплательщиком письменного заявления в случае наличия для этого разумных оснований, таких как болезнь заявителя или его пребывание за рубежом.

Для того, чтобы Налоговый суд приступил к рассмотрению апелляции, заявитель предварительно должен выполнить все необходимые для этого условия, включая представление всех необходимых документов и доказательств для обоснования сути апелляции, представление всех необходимых налоговых деклараций, а также осуществление платежей или временное погашение сумм, указанных в таковых декларациях в качестве вменённых, а в случае апелляций по вопросам, упомянутым в статье 52, — выплату неоспариваемой суммы или предоставление гарантии оплаты.

Необходимо отметить, что отсутствует право обжалования расчетов, произведённых в соответствии с Законом о НДС или Постановлением о НДС, при этом Налоговый суд вправе в целом отказаться от рассмотрения апелляций, которые он считает необоснованными. Поправочный закон вводит в Закон о НДС новую статью 54A, которая предписывает, чтобы Налоговый суд уведомил налогового инспектора о факте подачи апелляции и потребовал от него раскрытия в течение трех месяцев его позиции по данному вопросу и любой иной необходимой Суду информации.

В процессу слушаний по апелляции ни одна из сторон не вправе представлять никакие новые аргументы или доказательства, если только доказательства не быдут выявлены на поздней стадии в результате расследования, проведённого Налоговым управлением. Решения по апелляциям должны выноситься с минимально возможной задержкой, при этом срок наступления предельной даты, когда Налоговым судом должно быть принято соответствующее решение, не может превышать один год с момента подачи апелляции. Суд вправе полностью или частично отменить первоначальное решение, внести в него изменения, вынести новое решение о замене первоначального решения или передать дело налоговому инспектору в сопровождении инструкций о необходимости осуществления им конкретных действий. Любые административные действия, вытекающие из решения Налогового суда, должны быть осуществлены в течение 60 дней. Апелляции на решения Налогового суда могут быть заявлены в Административный суд, в то время как апелляции на решения Административного суда могут быть заявлены в Верховный суд.

Заключение

Принятие двух вышеозначенных законов является еще одной важной вехой процесса рационализации и модернизации системы налогового администрирования на территории Республики.

Так, изменения в направлении электронной подачи налоговых деклараций позволило сделать для налогоплательщиков данный процесс более эффективным и удобным. Поправки же к Закону о НДС привели процедуры разрешения споров по НДС в соответствие с аналогичными процедурами в части урегулирования споров по прямым налогам и передали их в руки независимых судебных инстанций.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.financierworldwide.com.

Юрисдикция:  Республика Кипр
Тематики:  Налогообложение

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»