05.02.2018

Законодательный процесс в ФРГ

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух Палат: нижней — Бундестаг и верхней — Бундесрат, однако формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента. Деятельность каждой из Палат Парламента регулируется соответствующим Регламентом.

Законодательный процесс в Германии начинается с законодательной инициативы. Правом законодательной инициативы в ФРГ обладают:

  1. Федеральное Правительство;
  2. Депутаты Бундестага;
  3. Члены Бундесрата.

Законодательные инициативы, исходящие от Федерального Правительства или Бундесрата

Если Федеральное Правительство намерено изменить существующий закон или обеспечить принятие нового нормативно-правового акта, Федеральный канцлер направляет законопроект на рассмотрение Бундесрата.

По общему правилу, для Бундесрата установлен шестинедельный срок, в течение которого он обязан дать свои комментарии по законопроекту. При этом Федеральное Правительство, в свою очередь, вправе представить отзыв на подобные комментарии. Затем Федеральный канцлер направляет законопроект вместе с комментариями Бундесрата на рассмотрение Бундестага. Действие данной правовой процедуры не распространяется на проекты законов, регулирующих бюджетные правоотношения. Подобные законопроекты направляются одновременно и в Бундесрат, и в Бундестаг.

Аналогичный порядок используется при осуществлении законодательной инициативы Бундесратом. После того, как большинство членов Бундесрата проголосуют за законопроект, он направляется в Федеральное Правительство, которое дает к нему свои комментарии, по общему правилу, в течение шести недель; затем законопроект направляется на рассмотрение Бундестага.

Законодательные инициативы, исходящие от Бундестага

Как было указано выше, законопроекты могут также инициироваться депутатами Бундестага. При этом выдвигаемый законопроект должен быть поддержан, по меньшей мере, одной из парламентских групп или не менее чем пятью процентами (на текущий день — 31) депутатами Бундестага.

Инициируемые таким образом законопроекты не должны направляться изначально в Бундесрат. Именно поэтому Правительство зачастую обеспечивает внесение законопроектов, которые должны быть приняты в кратчайшие возможные сроки, именно в таком порядке.

Распространение печатных документов

До возникновения возможности обсуждения законопроекта в Бундестаге он должен быть направлен Председателю Бундестага, зарегистрирован и напечатан Администрацией.

Затем текст законопроекта распространяется среди депутатов Бундестага, членов Бундесрата и федеральных министерств в форме официального печатного документа.

После того, как соответствующий законопроект будет включен в повестку дня определенного пленарного заседания, первая стадия его прохождения в Парламенте считается завершенной; наступает момент официального публичного обсуждения законопроекта.

Три чтения законопроекта во время проведения пленарных заседаний

По общему правилу, обсуждение законопроекта проводится трижды во время проведения пленарных заседаний (т.н. «чтений») в Бундестаге.

Во время первого чтения обсуждение проводится только в том случае, если подобная мера была согласована в Совете старейшин или была затребована той или иной фракцией. В большинстве случаев обсуждение имеет место, если речь идет о спорных законопроектах или законопроектах, представляющих особый интерес для общественности.

Основная цель первого чтения заключается в определении одного или нескольких комитетов, которые будут рассматривать законопроект и готовить его ко второму чтению. При этом учитываются рекомендации Совета старейшин.

В случае назначения нескольких комитетов, один из них несет ответственность за процесс рассмотрения и обсуждения законопроекта. Таким образом, комитет отвечает за прохождение законопроекта через Парламент. Другие комитеты дают свои заключения по законопроекту.

Законодательная работа в комитетах

Детальная работа по законотворчеству проводится в постоянных комитетах, в состав которых входят представители от всех парламентских групп. Члены комитетов знакомятся с материалом и проводят обсуждение законопроектов во время своих заседаний. Помимо прочего, они привлекают к процессу обсуждения представителей заинтересованных групп и экспертов.

В параллель работе комитетов парламентские группы создают рабочие группы, в рамках которых осуществляется анализ соответствующих вопросов и формируются позиции.

Отметим, что в рамках комитетов осуществляется взаимодействие парламентских групп. Большинство законопроектов перерабатываются в результате правового сотрудничества между правящей и оппозиционной партией.

После завершения процесса обсуждения профильный комитет представляет заключение о ходе и результатах обсуждения. Рекомендуемое данным комитетом решение составляет основу для второго чтения, время которого наступает именно в данный момент.

Обсуждение законопроекта во втором чтении

Перед вторым чтением все депутаты получают опубликованные рекомендации для решения в печатной форме. Поэтому можно говорить о полной готовности к обсуждению. Помимо прочего, парламентские группы повторно координируют свои позиции во время проведения внутренних заседаний перед проведением обсуждения.

После проведения общего обсуждения законопроекта все его положения могут рассматриваться по-отдельности. Однако, по общему правилу, голосование проводится по законопроекту в целом.

Любой депутат Бундестага вправе заявлять ходатайства относительно внесения изменений в законопроект, которые незамедлительно рассматриваются на пленарном заседании. Если изменения будут приняты, новая редакция законопроекта подлежит печати и распространению. Однако данный порядок может быть упрощен с согласия двух третей присутствующих депутатов, что позволяет незамедлительно перейти к стадии третьего чтения.

Голосование в ходе третьего чтения

Следующее обсуждение проводится в ходе третьего чтения в случае поступления соответствующего запроса от парламентской группы или не менее 5% депутатов Бундестага.

На данной стадии отдельные депутаты уже не могут заявлять ходатайства относительно внесения изменений в законопроект. Подобные ходатайства могут быть представлены только одной из парламентских групп или 5% депутатов Бундестага. Кроме того, ходатайства могут затрагивать только те изменения, которые были приняты в ходе второго чтения.

Финальное голосование проводится в конце третьего чтения.

Если законопроект получит необходимое количество голосов на пленарном заседании в Бундестаге, он передается в Бундесрат.

Согласие Бундесрата

Участие федеральных земель в законодательном процессе обеспечивается через Бундесрат. При этом права Бундесрата на участие в процессе законотворчества четко определены.

Бундесрат не вправе вносить изменения в закон, принятый Бундестагом. Однако, если Бундесрат не дает свое согласие на принятие закона, он вправе потребовать созыва Согласительного комитета. В состав Согласительного комитета входит равное количество депутатов Бундестага и членов Бундесрата.

Отметим, что для ряда законопроектов согласие Бундесрата является императивным требованием. К таким законопроектам относятся акты, затрагивающие финансовые правоотношения и административную компетенцию федеральных земель.

Если речь идет о законопроектах, против которых может возразить Бундесрат, Бундестаг вправе обеспечить вступление закона в силу даже в том случае, если в Согласительном комитете не будет достигнуто соглашение по данному вопросу. Однако в данном случае в обязательном порядке должно быть проведено повторное голосование, на котором законопроект будет принят Бундестагом абсолютным большинством голосов.

Вступление в силу

После того, как законопроект будет утвержден Бундестагом и Бундесратом, он должен пройти еще ряд стадий перед тем, как будет обеспечено его вступление в силу.

Принятый закон печатается и направляется Федеральному канцлеру и компетентному федеральному министру, которые должны подписать нормативно-правовой акт.

Затем закон направляется на подпись Федеральному Президенту. Федеральный Президент, в свою очередь, оценивает, был ли закон принят в соответствии с Основным законом. Если Федеральным Президентом будет установлено, что закон не нарушает положения Основного закона, Президент подписывает его и обеспечивает его публикацию в Федеральном вестнике законов.

Подобным образом осуществляется обнародование закона. Если самим законом не предусмотрена дата его вступления в силу, он автоматически вступает в силу на четырнадцатый день после его опубликования в Федеральном вестнике законов.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на https://www.bundestag.de/.

Юрисдикция:  Федеративная Республика Германия
Тематики:  Законодательный процесс

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»