05.03.2018

Законодательный процесс в Швеции

В Швеции действуют четыре основополагающих закона (grundlagar):

  • Акт о форме правления / Regeringsformen (Kungörelse (1974:152) om beslutad ny regeringsform)
  • Акт о престолонаследии / Successionsordning (1810:0926)
  • Акт о свободе печати / Tryckfrihetsförordning (1949:105)
  • Акт о свободе самовыражения / Yttrandefrihetsgrundlag (1991:1469).

В соответствии с § 4 главы 1 Акта о форме правления высшим представителем народа является Риксдаг. Риксдаг издаёт законы, принимает решения о налогах в пользу государства и определяет, как должны использоваться государственные средства. Риксдаг контролирует органы государственного управления и администрации.

Право законодательной инициативы

Большинство законов принимаются на основании предложений, поступивших от Правительства, т. н. законопроектов (proposition). Также предложение о новом законе может поступить от одного или нескольких депутатов Риксдага, т. н. депутатское предложение (motion). Правительство вносит в Риксдаг ежегодно около 200 законопроектов.

Законы и постановления Правительства

Правительство принимает решения о правилах, которые подлежат соблюдению на всей территории Швеции, и публикует их в форме постановлений Правительства. В Акте о форме правления определяется, какие нормы устанавливаются посредством законов, а какие — посредством постановлений Правительства. Все законы и постановления публикуются в Полном собрании законов Швеции (Svensk författningssamling, SFS).

Вопросы, связанные с Европейским Союзом

Швеция является государством-членом Европейского Союза. Это означает, что Риксдаг не является единственным органом, принимающим решения о законах, которые должны исполняться на территории Швеции. Также это делает Европейский Союз.

Этапы законотворческой деятельности

  1. Создаётся государственная подготовительная комиссия (utredningen) в целях изучения вопроса. Даётся поручение комитету или отдельному лицу изучить условия, при которых возможна реализация задуманного Правительством.

  2. По завершении изучения вопроса подготовительная комиссия составляет отчёт (betänkandet).

  3. Отчёт (betänkandet) направляется в соответствующий орган государственной власти, организацию, коммуну или иным заинтересованным лицам, которые могут высказать свои замечания по отчёту, т. н. отзыв на законопроект (remissvar).

    Правительство составляет проект закона — заключение Законодательного совета (lagrådsremiss), и передаёт его в Законодательный совет, который проверяет, что законопроект не расходится с каким-либо из основополагающих законов или иных действующих нормативно-правовых актов.

    Правительство дорабатывает проект и направляет его в качестве законопроекта в Риксдаг. Если предложение поступает в Риксдаг от отдельного депутата, то оно называется депутатским предложением (motion).

    Профильный комитет Риксдага высказывает свои замечания в отношении законопроекта, формулируя их в форме заключения комитета, (utskottsbetänkande).

    Риксдаг проводит голосование. Если большинство депутатов проголосует за принятие предложения, издаётся новый закон и публикуется в Полном собрании законодательства Швеции (Svensk författningssamling, SFS).

    Подготовительные комиссии и комитеты

    Некоторые вопросы, с которыми работает Правительство, являются более сложными для решения, чем другие. Поэтому они требуют основательной переработки перед тем, как законопроект может быть направлен в Риксдаг для голосования. Речь может идти как о значительных, так и о небольших вопросах.

    В этой связи Правительство может назначить подготовительную комиссию. Если речь идёт об одном человеке, который будет проводить исследование, то он называется особый уполномоченный по изучению вопроса (särskild utredare), если же комиссию составляют несколько человек, то это называется комитетом (kommitté).

    Обычно работают одновременно около 120 подготовительных комиссий. Нумерация текущих исследований основана на годе, в котором был создан комитет, и названии министерства, например, Fi 2012:07, где Fi соответствует министерству финансов (Finansdepartementet).

    Директива о работе комитета

    Правительство издаёт специальную директиву о работе комитета (kommittédirektivet). В директиве описываются задачи исследования.

    Директива комитета содержит основные направления для работы особого уполномоченного по изучению вопроса или комитета и, помимо прочего, разъясняет, какой вопрос подлежит изучению, и когда изучение вопроса должно быть завершено. Директивы о работе комитетов публикуются непрерывно в правовой базе данных Объединённой администрация министерств (Regeringskansliet). Там же можно найти отчёты комитетов и сведения о различных государственных комитетах.

    Результат изучения вопроса

    После завершения изучения вопроса все выводы собираются в документе, который называется отчёт (betдnkande) и публикуется в серии «Государственные публичные исследования» (Statens offentliga utredningar, SOU). Если расследование проводилось одним из министерств Правительства, то заключение публикуется в серии документов, называемой Departementsserien (Ds).

    Процедура получения внешнего отзыва

    После того, как подготовительная комиссия передаст свой отчёт в ответственное министерство, его содержание рассылается в заинтересованные министерства и организации для получения замечаний, т. н. передача на внешний отзыв (remiss). В этот период времени все заинтересованные лица, включая представителей общественности, могут внести свои замечания и соображения в отношении отчёта.

    Описанная процедура позволяет правительству узнать, что думают о предложении заинтересованные министерства, и насколько проект поддерживается обществом. Если значительная часть замечаний носит негативный характер, работа над законопроектом прекращается или ищется другое решение, отличное от предложенного подготовительной комиссией.

    Как правило, отзыв составляется в письменной форме, и лица, составляющие отзыв, имеют три месяца на то, чтобы высказать свои соображения. Другие формы, например, организация специального собрания для того, чтобы собрать замечания, используются только в исключительных случаях.

    Проверка проекта Законодательным советом

    Перед тем, как направить законопроект в Риксдаг, Правительство обычно направляет проект документа в Законодательный совет (Lagrådet), который проверяет проект на предмет наличия юридических проблем в тексте будущего закона. Также выясняется, имеются ли расхождения с основополагающими или иными законами, не нарушается ли правовая защищённость граждан или не приведёт ли принятие нового закона к несправедливому отношению к гражданам. В Законодательный совет входят судьи Верховного суда (Högsta domstolen) и Верховного административного суда (Högsta förvaltningsdomstolen).

    Не только Правительство может направить законопроект в Законодательный совет. Это может также сделать комитет Риксдага. Все материалы, поступающие в Законодательный совет, доступны для ознакомления в проектах Правительства или комитетов.

    Свои замечания Законодательный совет составляет в форме заключения, которое затем публикуется на сайте Законодательного собрания.

    Направление законопроекта в Риксдаг

    После проверки Законодательным советом ответственное министерство составляет окончательную версию текста законопроекта. Правительство принимает решение на заседании Правительства и направляет законопроект в Риксдаг.

    Депутатские предложения

    Депутаты Парламента могут вносить законопроекты в Парламент в форме депутатского предложения. Автором может быть один или группа депутатов. Существуют правила, регулирующие порядок подачи депутатского предложения, и определяющие их содержание.

    Депутатские предложения могут вноситься в связи с законопроектом Правительства. Это означает, что депутаты могут внести альтернативные предложения не позднее, чем в течение 15 дней со дня внесения законопроекта в Риксдаг. В депутатском предложении речь может идти о тех же вопросах, что и в законопроекте.

    Существует специально предусмотренный общий срок подачи депутатских предложений. Один раз в год, осенью, в течение этого срока депутаты могут внести свои предложения по любым вопросам. Общий срок подачи депутатских предложений начинается с началом работы Риксдага и завершается через 15 дней после того, как Правительство внесёт в Риксдаг предложения о государственном бюджете.

    Принятие решения Риксдагом

    Риксдаг является законодательным собранием Швеции. Это означает, что все новые или изменённые законы принимаются Риксдагом. Любой из 349 депутатов Риксдага может выступить с альтернативным предложением в отношении внесённого законопроекта.

    Перед тем, как принять решение по внесённому законопроекту, законопроект и возможные альтернативные предложения изучаются в профильном комитете Риксдага. Комитет даёт своё заключение по законопроекту в форме отчёта комитета или заключения. Только после этого Риксдаг принимает окончательное решение в отношении законопроекта.

    Решение принимается посредством голосования 349 депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за законопроект проголосовало большинство депутатов Парламента.

    Решение Риксдага затем передаётся в Правительство, которое несёт ответственность за его исполнение.

    Принятый закон не может быть отменён или изменён посредством иной процедуры, нежели принятие Парламентом нового закона.

    Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.riksdagen.se.

    Юрисдикция:  Королевство Швеция
    Тематики:  Законодательный процесс

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»