12.04.2018

Европейский Союз и список налоговых юрисдикций, не готовых к сотрудничеству

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Бизнес-сообщество на протяжении длительного времени ожидало окончания процесса формирования черного списка юрисдикций, не готовых к сотрудничеству по вопросам налогообложения. Финальный вариант списка был опубликован Еврокомиссией в декабре прошлого года, однако с указанного момента в него неоднократно вносились изменения. Предлагаем в рамках настоящего аналитического материала детально изучить данную правовую реалию.

Предпосылки возникновения «черного» списка

Идея относительно составления «черного» списка ЕС была одобрена министрами финансов государств, входящих в Евросоюз, в мае 2016 года, а впоследствии были согласованы критерии по оценке отдельных юрисдикций. В рамках Совета ЕС была создана рабочая группа, в которую вошли эксперты по налоговым вопросам, представляющие интересы Государств-членов ЕС, которая должна была управлять процессом разработки «черного» списка и представить первичный вариант документа к концу 2017 года.

Список налоговых юрисдикций, не готовых к сотрудничеству, формировался в три этапа: в сентябре 2016 года Еврокомиссия провела предварительную оценку 213 стран более чем по 1600 показателям; затем все выбранные юрисдикции получили официальную информацию о намерении составить подобный список, был детально разъяснен запущенный процесс; и, наконец, после завершения процедуры экспертной проверки полученные результаты были направлены в адрес Рабочей группы.

На основании полученной информации членами Рабочей группы был составлен проект первого «черного» списка ЕС, который, в свою очередь, был направлен на утверждение министрам финансов Государств-членов ЕС. При этом Советом ЕС был выработан общий подход к санкциям, налагаемым на государства, вошедшие в список. А 5 декабря 2017 года был опубликован окончательный вариант документа.

Критерии включения юрисдикций в «черный» список

В целях оценки юрисдикций на предмет возможности и необходимости включения в список налоговых юрисдикций, не готовых к сотрудничеству, использовались следующие три критерия: налоговая прозрачность, справедливое налогообложение и обязательства по Проекту ОЭСР по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

1. Налоговая прозрачность

Для отнесения юрисдикции к категории государств, соблюдающих принцип налоговой прозрачности, она должна соответствовать следующим критериям:

1.1. Критерии, связанные со Стандартом ОЭСР по автоматическому обмену информацией (Стандартом CRS): юрисдикция должна принять на себя соответствующие обязательства и запустить законодательный процесс в целях реализации Стандарта CRS, при этом первичный обмен информацией должен состояться в 2018 году (в отношении 2017 года), а также обеспечить организацию обмена информацией со всеми Государствами-членами ЕС к 2017 году путем подписания Многостороннего соглашения компетентных органов или двусторонних договоров;

Критерий по Стандарту CRS, который должен учитываться с 2018 года: Всемирный форум должен присвоить юрисдикции рейтинг «в значительной степени соответствует» (англ. Largely Compliant) стандарту по автоматическому обмену информацией CRS, и

1.2. Всемирный форум должен присвоить юрисдикции рейтинг «в значительной степени соответствует» (англ. Largely Compliant) стандарту по обмену информацией по запросу EOIR, и

1.3. (данная норма применяется только к суверенным государствам) – юрисдикция должна:

  • ратифицировать, согласовать ратификацию, находиться в процессе ратификации или обеспечить в разумный срок вступление в силу Многосторонней конвенции о взаимном административном содействии в налоговых вопросах, или
  • заключить договоры об обмене информацией со всеми Государствами-членами ЕС, которые должны вступить в силу к 31 декабря 20185 года и которые обеспечивают соблюдение обоих стандартов EOIR и AEOI;

(данная норма применяется только к несуверенным государствам) – юрисдикция должна:

  • являться стороной Многосторонней конвенции о взаимном административном содействии в налоговых вопросах, которая применительно к данному государству уже вступила в силу или вступит в силу в разумный срок, или
  • заключить договоры об обмене информацией со всеми Государствами-членами ЕС, которые обеспечивают соблюдение обоих стандартов EOIR и AEOI, или принять необходимые меры по обеспечению привидения данных договоров в силу в разумный срок.

1.4. В связи с инициативой по обеспечению обмена информацией о бенефициарах на всемирной основе аспект бенефициарного владения в дальнейшем будет являться четвертым критерием оценки соответствия принципу налоговой прозрачности.

До 30 июня 2019 года действует следующее исключение:

Юрисдикция может считаться соблюдающей принцип налоговой прозрачности, если она соответствует, по меньшей мере, двум критериям, приведенным в пунктах 1.1, 1.2 или 1.3. 

Действие данного исключения не распространяется на юрисдикции, которым был присвоен рейтинг «не соответствует» (англ. Non Compliant) по критерию 1.2, или которым по данному критерию не будет присвоен, по меньшей мере, рейтинг «в значительной степени соответствует» (англ. Largely Compliant) к 30 июня 2018 года.

Государства, которые войдут в список юрисдикций, не готовых к сотрудничеству, который в данный момент разрабатывается Организацией экономического сотрудничества и развития и странами Большой двадцатки, будут учитываться при принятии решения относительно дополнения списка ЕС, вне зависимости от того, были ли они отобраны для проведения процедуры оценки.

2. Справедливое налогообложение

Юрисдикция должна отвечать следующим критериям для получения статуса соответствия принципу справедливого налогообложения:

2.1. В юрисдикции должен отсутствовать льготный налоговый режим, который может считаться неблагоприятным согласно критериям, предусмотренным в Резолюции Совета и утвержденным представителями правительств Государств-членов ЕС, и

2.2. Юрисдикция не должна поддерживать оффшорные структуры, обеспечивающие получение прибыли, которая не отражает реальную экономическую деятельность в юрисдикции.

3. Реализация мер, предусмотренных Планом BEPS

3.1. Во-первых, для того, чтобы считаться соответствующей критерию по реализации мер, предусмотренных планом BEPS, юрисдикция должна принять на себя обязательства по согласованным минимальным стандартам ОЭСР по данному Плану к концу 2017 года.

3.2. Во-вторых, юрисдикция должна получить положительную оценку в части эффективной имплементации согласованных минимальных стандартов по Плану BEPS.

Критерий 1.3 – продолжительность разумного срока

В соответствии с пунктом 13 Руководства по порядку оценки юрисдикций Рабочая группа на основании объективных критериев должна определить продолжительность разумного срока, указанного в критерии 1.3. 

В целях применении критерия, указанного в 1.3, продолжительность разумного срока определяется следующим образом:

  • Применительно к подпункту 1.3(i), действующему в отношении суверенных государств – «в разумный срок» относится к вступлению в силу Многосторонней конвенции о взаимном административном содействии в налоговых вопросах для конкретной юрисдикции, а не к моменту принятия на себя соответствующих обязательств.
  • Применительно к подпунктам 1.3(i) и 1.3(ii), действующим в отношении несуверенных юрисдикций – «в разумный срок» относится, соответственно, к вступлению в силу Многосторонней конвенции о взаимном административном содействии в налоговых вопросах для конкретной юрисдикции, а также к вступлению в силу соглашений об обмене информаций со всеми Государствами-членами ЕС.
  • Продолжительность разумного срока согласно указанным подпунктам соответствует предельному сроку, указанному в подпункте (ii) применительно к суверенным государствам: 31 декабря 2018 года (т.е. аналогичному предельному сроку, который применяется к вступлению в силу для суверенной юрисдикции соглашений об обмене информацией со всеми Государствами-членами ЕС).
  • Без ущерба для предельного срока, выпадающего на 31 декабря 2018 года, разумный срок не должен превышать период, необходимый для:
    • завершения процедурных действий согласно национальному законодательству,
    • принятия и вступления в силу необходимых изменений, вносимых в национальное законодательство; и
    • соблюдения прочих объективных предельных сроков, которые могут быть связаны с официальным обязательством (к примеру, в случае с юрисдикцией, выразившей свое согласие нести обязательства по Многосторонней конвенции о взаимном административном содействии в налоговых вопросах, Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечении трехмесячного срока после даты передачи документа на ратификацию, признание или утверждение).
  • Продолжительность разумного срока может быть увеличена только на основании решения Рабочей группы применительно к определенной несуверенной юрисдикции и только при наличии достаточного основания.

Государства, включенные в первоначальную версию «черного» списка

Изначально «черный» список состоял из 17 юрисдикций. В него были включены следующие государства и территории: Американское Самоа, Барбадос, Бахрейн, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы Острова, Монголия, Намибия, ОАЭ, Палау, Панама, Самоа, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Тунис и Южная Корея.

Кроме того, в так называемый «серый» список были включены еще 47 государств, которые должны были скорректировать свои налоговые системы и обеспечить соблюдение необходимых критериев.

Изменение «черного» списка

После получения соответствующих заверений, в частности, от Карибских территорий, а также от Южной Кореи и других юрисдикций 23 января Совет ЕС согласовал удаление из списка Барбадоса, Гренады, Макао, Монголии, ОАЭ, Панамы, Туниса и Южной Кореи. Данные юрисдикции были перемещены в «серый» список и будут подлежать тщательному мониторингу.

По заявлениям представителей Совета ЕС, удаление указанных юрисдикций из «черного» списка обусловлено результатами экспертной оценки обязательств, которые были приняты данными государствами, для устранения недостатков, выявленных властями Евросоюза. Совет ЕС также сделал акцент на том, что принятые обязательства были подкреплены письменными документами, подписанными на высшем политическом уровне.

Последующие изменения вносились в «черный список» в марте 2013 года. На этот раз из списка были удалены Бахрейн, Маршалловы Острова и Сент-Люсия.

Вместе с тем, в список были включены Багамские Острова, Виргинские Острова США и Сент-Китс и Невис.

При публикации первичной версии «черного» списка Советом ЕС было принято решение о приостановлении процесса оценки налоговых систем Карибских юрисдикций, которых затронули ураганы, бушевавшие в сентябре 2017 года. Процесс оценки был возобновлен уже в январе 2018 года, когда Евросоюз начал рассылать документацию с требованиями к оцениваемым государствам принять соответствующие меры в связи с вопросами, возникшими у ЕС. По заявлениям Совета ЕС, Багамские Острова, Виргинские Острова США и Сент-Китс и Невис были включены в список, поскольку они не приняли на себя обязательства на высшем политическом уровне в ответ на европейские опасения.

Помимо прочего, Советом ЕС было принято решение о включении в приложении II списка Ангильи, Антигуа и Барбуды, Британских Виргинских Островов и Доминики.

Удаление юрисдикций из «черного» списка

По заявлениям Еврокомиссии, государство будет удалено из «черного» списка, как только оно «откликнется на обеспокоенность ЕС и приведет свою систему налогообложения в соответствие с критериями надлежащего госуправления». При этом актуализация списка производится на ежегодной основе.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.lowtax.net.

Юрисдикция:  Европейский Союз
Тематики:  Налогообложение / Противодействие уклонению от уплаты налогов

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»