25.05.2018

Госдума вернётся к вопросу аудиторской тайны

В Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на период с 5 по 21 июня 2018 года включён правительственный законопроект № 96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 931 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике).

Законопроект был принят нижней палатой Парламента 23 июня 2017 года.

Законопроектом предлагается в целях налогового контроля допустить сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Реализация данной новеллы предлагается путём исключения из пункта 4 статьи 82 Налогового Кодекса слов «аудиторскую тайну».

Кроме того, в случае, если документы не представлены налоговому органу в установленном порядке налогоплательщиком, налоговый орган наделяется правом истребовать у аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности документы или информацию, служащие основанием для исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, на основании решения руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС России при проведении налоговой проверки или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В пояснительной записке к законопроекту данная инициатива обосновывается необходимостью реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства Российской Федерации в рамках Глобального форума по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения.

Не смотря на одобрение законопроекта в первом чтении, на него поступил ряд отзывов, в которых обращается внимание на некоторые опасения, связанные с его возможной реализацией.

К примеру, Российский союз промышленников и предпринимателей указал, что реализация положений законопроекта может привести к снижению востребованности аудиторских услуг и, в первую очередь, услуг, оказываемых мелкими и средними аудиторскими организациями. Так, по его мнению, истребованная информация может содержать ошибочные суждения, что может быть использовано налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект указала на такие возможные негативные последствия принятия законопроекта, как: ухудшение качества представляемой в налоговые органы налоговой отчетности вследствие сокращения использования услуг добровольного аудита и других сопутствующих услуг по повышению эффективности деятельности организаций; снижение полноты раскрываемой перед аудиторами информации, и, как следствие, — потеря ценности аудита для пользователей финансовой отчетности, снижение уровня доверия к отчетности российских публичных компаний и к заключениям аудиторов.

Аналитический центр парламентских инициатив России и стран СНГ.

Copyright © 2008—2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Вернуться